Что произойдет, если молния ударит в самолет

Если в самолет попадает разряд молнии, это считается чрезвычайным происшествием (ЧП), которое в определенных условиях может спровоцировать неблагоприятные последствия.

Специалисты отмечают, что попадание молнии в самолет на сегодняшний день считается относительно редким явлением. К тому же в инструкции техники безопасности прописан пункт, согласно которому пилоты не могут вводить машину непосредственно в грозовое поле. При сложных природных условиях машину необходимо уводить влево или вправо от грозового облака, а снизу ни в коем случае нельзя пролетать. В противном случае разряд непременно последует в самолет.

Статистика утверждает, что в аэроплан молнии попадают ежегодно не более двух раз при регулярной его эксплуатации. Однако специалисты отмечают, что в современной авиации подобные случаи зачастую не вызывают основательных последствий, и тому есть ряд причин, о которых будет поведано позже.

Разряд попал в самолет: происшествия в истории

В 1929 г. мир узнал о первом ЧП, которое было связано с летательным аппаратом и грозовым разрядом. Позже, в 1945 году, произошло первое летное ЧП – катастрофа самолета ВВС США Curtiss C-46. Машина двигалась по маршруту Даллас – Джексон (штат Миссисипи). Разряд пришелся на крыло воздушной машины, которая находилась на высоте примерно 1 км. Это повлекло за собой утерю способности летательного аппарата удерживать высоту. Известно, что после этого он упал в лес.

Читайте также: Самолет или поезд считаются более безопасными

Очередная авария в небе случилась в 1963 г., когда силой удара молнии у самолета Boeing 707, двигающегося над штатом Мэриленд, взорвалось крыло. После случившегося ФУГА США было принято решение относительно внедрения специальных предохранительных мер. Здесь следует выделить видоизменение топливного бака, монтаж электрических разрядников по всему борту машины.

Также стал запоминающимся в истории человечества 1969 г., когда случилось очередное ЧП в штате Мэриленд. Происшествие стало одним из самых непростых среди всех, которые были вызваны попаданием разряда молнии в летательный аппарат. Удар получил резервный бак, наполненный горючим, в результате чего машина вспыхнула, и 82 человека погибли. Эта трагедия стала основанием для внесения в конструкцию самолетов существенные изменения.

Уже в 1993 году один из командиров экипажа рассказал интересную историю, которая как нельзя лучше описывает результат внесенных конструкционных изменений в летательную машину. Так, самолет, предусмотренный на 37 мест, получил удар в нос молнией. Пассажиры в этот момент почувствовали едва заметную вспышку и небольшой толчок. Даже аварийные огни не зажглись, а генераторы не отключились. Уже приземлившись и осмотрев машину, было обнаружено небольшое черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

Какие изменения были внесены в конструкцию самолета

Специалисты отмечают, что современный самолет совершенно не боится удара молнии, потому как оснащен защищающими элементами. Многочисленные конструкторские решения также внесли свою лепту в уровень защиты самолета при непогоде.

Среди основных изменений специалисты выделили следующие:

  1. Учитывая тот фактор, что разряд молнии склонен к наименьшему пути сопротивления, нужно понимать, что при возникновении самолета он будет проходить по обшивке из металла. Никакого внутреннего проникновения и затрагивания важных устройств здесь не предусмотрено. Очень важно выполнить работы с обшивочными листами качественно, не допустить даже минимальных щелей между ними. Если применяются композитные материалы, их в обязательном порядке следует покрыть дополнительным слоем проводящей сетки, в основе которой находится медная фольга. Внутри такой машины никакие удары молний человеку не представляют угрозу.
  2. Чтобы обеспечить дополнительную защиту от электромагнитного излучения, которое образуется в результате удара молнии, с помощью медных сеток обрабатываются бортовые системы.
  3. Известно, что содержащееся в баках топливо в случае попадания разряда способно воспламениться. Чтобы этого не произошло, разработчики летательной машины заполнили баки инертным газом в зависимости от выработки горючего.
  4. Существует метод, который позволяет снизить вероятность контакта с молнией. Он подразумевает установку на концах крыльев летательного аппарата специальных электростатических разрядников, благодаря которым статический заряд уходит в воздух. Эта доработка позволяет при любых обстоятельствах оставаться корпусу самолета нейтрально заряженным, не привлекать внимание заряда молнии. Однако если все-таки случилось так, что молния попадает в машину, вероятнее всего, она выйдет из корпуса посредством разрядника.

Читайте также: Что происходит при разгерметизации самолета

Напоследок специалисты отметили, что удары молний на самом деле случаются намного чаще, чем может показаться, но при этом не имеют существенных последствий. Вместе с тем летать в грозу настоятельно не рекомендуется, ведь скорость нисходящих и восходящих разрядов в грозовом облаке равно сотням километров в час. Стоит понимать, что стихия подобной силы способна превратить самолет во множество маленьких частей.